Освобождение из песков

Здравствуйте ARB,

Я недавно приобщился к миру офф-роуда и во время своей последней вылазки на природу я крепко застрял в очень мягком песке на вершине песчаной дюны. Я не мог сдвинуться ни вперед, ни назад. В моем распоряжении была лебедка Warn 9000 и подходящее дерево, на расстоянии около 50 метров. Для удлинения троса лебедки я использовал фал, эластичную (растягивающуюся) стропу и такелажную цепь. При включении лебедки ничего не произошло, кроме того, что трос натянулся как струна! Колеблясь, я все-таки немного приотпустил сцепление и уууххх — мой Ниссан выстрелил из ловушки. Мне говорили, что нельзя использовать двигатель/сцепление во время работы лебедки — и мой вопрос, почему? Я использовал неправильную технику?

Питер

Здравствуйте Питер,

В среде любителей и профессионалов офф-роуда, вопрос о правильной или неправильной технике вытаскивания застрявшего внедорожника является предметом самых горячих споров. Каждая ситуация по-своему уникальна, а посему, выбор метода спасения будет во многом зависеть от того, каким оборудованием вы располагаете. Не существует «стандартов», которые могли бы диктовать вам, что вы можете и что вы не можете делать, однако есть общепринятые методики использования лебедки и сопутствующего оборудования, основанные, в первую очередь, на безопасности.

Ситуация, в которой вы оказались, считается одной из самых сложных для работы с лебедкой. Автомобиль, загрузший в песке, является самым тяжелым грузом, так как во врем работы лебедки он будет тянуть за собой огромную массу песка, как ковш грейдера. Из того, как вы описали ситуацию, я делаю вывод, что вы, заодно, пытались вытащить с корнем дерево, за которое был зацеплен трос лебедки, что явно не способствовало освобождения автомобиля из песков.

Для удлинения троса вполне корректно использовать такелажную цепь и/или удлинительный фал. Однако, нельзя использовать для этого эластичную стропу! Эластичная стропа рассчитана на удлинение до 20% от своей оригинальной длины и используется только при буксировке машины на тросе, а не при использовании лебедки. При буксировании, эластичная стропа крайне редко достигает своей пиковой нагрузки, возможно лишь на несколько секунд, перед тем, как она начнет растягиваться. В то же время, если вы используете эластичную стропу для удлинения троса лебедки, она неизбежно растянется на всю свою длину и будет испытывать пиковую нагрузку на всем протяжении работы лебедки. Это может привести к необратимому растягиванию стропы, что сделает ее бесполезной для буксирования автомобиля.

Как вы могли убедиться, использование тяги мотора во время работы лебедки может помочь. Несмотря на то, что эта практика повсеместно используется в автоспорте, она не рекомендуется производителями лебедок и такелажного оборудования, поскольку часто приводит к возникновению нежелательных нагрузок на оборудование. Когда вы используете двигатель, чтобы помочь лебедке, могут произойти несколько неприятных вещей. Во-первых, трос лебедки может потерять натяжение (провиснуть) в то время, когда лебедка еще работает — это может привести к перекручиванию и запутыванию троса. Если в этот момент автомобиль все еще не проехал препятствие, а вы продолжаете использовать лебедку, то следующие нормальные витки троса повредят (протрут) запутанные участки, что может привести к полному выходу троса из строя.

Во-вторых, при подъеме на крутой уклон, двигатель может помочь лебедке преодолеть препятствие, но если сцепление с дорогой внезапно пропадет с одной стороны автомобиля, то он может перевернуться или соскользнуть назад, что приведет к возникновению ударной нагрузки на трос и другие компоненты. Ударные нагрузки могут полностью вывести из строя трос и удлинительные фалы, так как они не рассчитаны на растягивание, а ударная нагрузка может во много раз превосходить номинальную нагрузку этих компонентов. Лебедка, трос, шаклы (серьги), такелажные цепи и фалы рассчитаны только на статическую нагрузку.

Однако, как я упоминал ранее, каждая ситуация уникальна. В вашей ситуации, тот факт, что ваш «Ниссан выстрелил», указывает на то, что эластичная стропа, возможно, действительно помогла вытащить автомобиль — когда вы помогли лебедке двигателем, эластичность нагруженной стропы сыграла положительную роль. В тоже время, если бы трос или фал оборвались, то эластичная стропа могла бы сыграть с вами очень дурную шутку, так как запущенный как из катапульты шакл мог бы принести очень большой урон или даже привести к увечьям. Использование эластичной стропы в качестве удлинителя троса может быть очень опасным и крайне не рекомендуется.

Безопасность это наиважнейший фактор в любой операции по освобождению автомобиля, поэтому вы всегда должны использовать соответствующее оборудование. Лучшим решением в вашей ситуации было бы использование такелажного блока, чтобы вполовину уменьшить нагрузку на лебедку и удвоить ее тяговое усилие. Всегда легко давать советы после того, как что-то уже случилось, но у вас наверняка не хватало длины цепи с и стропы, чтобы сделать такую конфигурацию. Невозможно быть полностью подготовленным к любой ситуации.

Итак, использовали ли вы неправильную технику, помогая лебедке мотором? Технически да, но с оглядкой на то, что это распространенная практика в автоспорте — нет. Вам просто необходимо четко понимать, какие возможные неприятные последствия для оборудования и вас лично может повлечь использование этого метода. Именно в автоспорте мы наблюдаем большинство поломок такелажного оборудования и это происходит потому, что там используют методы, неодобряемые производителями.

Перед тем, как вы отправитесь в ваше следующее путешествие, пожалуйста, убедитесь в следующем:

  1. Убедитесь, что ваша эластичная стропа не растянулась окончательно и бесповоротно. Просто замеряйте ее текущую длину и сравните с оригинальной длиной, указанной в руководстве пользователя.
  2. Всегда предварительно оценивайте ваш будущий маршрут и вероятность застрять. Убедитесь, что вы подобрали соответствующее оборудование для этой поездки.
  3. Повторение — мать учения. Практикуйтесь как можно чаще, хорошо изучите возможности вашей лебедки и такелажного оборудования. Последнее место, где бы вы захотели узнать о предельных возможностях своего оборудования, это когда вы застряли в Богом забытой глубинке.

Удачи,

Mark ‘Lowmount’ Lowry
(Manager — Product Development & Evaluation)